Сегодня из всех жизненных событий, брак является единственным, где может проявиться собственная воля его непосредственного участника, ведь человек не может выбирать ни время ни место своего рождения и смерти. В историческом прошлом это было далеко не так, и выбор не только брачного партнера, но и времени и места заключения брака определялся строгими и всеобщими правилами, к которым в странах христианской культуры в первую очередь относились религиозные запреты. В православной России XVIII-XIX веков эти запреты соблюдались особенно строго. Правила православной церкви запрещают проведение брачных обрядов в общей сложности в течение 9 месяцев в году. Браки не венчаются во время постов, которые длятся 19 недель в году, накануне и в дни великих праздников, а также в течение пасхальной недели и Святок, которые длятся две недели после Рождества.
В период Российской Империи регистрация брака называлась совершением брака. В Своде Законов Российских было отделение о совершении брака: «О правах и обязанностях семейных», «О союзе брачном», «О браке между лицами Православного исповедания», «О совершении брака».
В Российской Империи брак между лицами христианских вероисповеданий должен был происходить в форме церковного венчания, в противном случае брак мог быть недействительным. Священнику предоставлялись все данные о том, что препятствий к вступлению в брак не имеется. Согласно указу Синода от 27 ноября 1989 года, если у священника не возникало сомнения в том, что вступающие в брак достигли брачного возраста, то не было основания требовать представления метрических свидетельств жениха и невесты. Священнику должен был быть представлен паспорт или полицейское свидетельство для удостоверения личности жениха и невесты или для удостоверения священника в отсутствии брачных уз, связывающих жениха или невесту.
От лиц, состоящих на гражданской или военной службе, священник был обязан потребовать письменное разрешение со стороны начальства на вступление в брак. Удостоверившись в отсутствии препятствий, священник
делал троекратное оглашение в ближайшие воскресные и другие праздничные дни для того, чтобы каждый, кто знал о существовании препятствий, мог своевременно об этом заявить. Все приготовления завершались венчанием в церкви, при котором должны были присутствовать брачующиеся лично и не менее двух свидетелей. Венчание православных лиц вне церкви допускалось лишь в тех местах, где по сложившимся обстоятельствам венчание в церкви невозможно, например, в Сибири, где на огромном пространстве трудно было найти храм. Совершенный брак записывался в приходскую метрическую книгу, из которой выдавалась выпись.
Брак для крестьян был не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе, но это был ещё и моральный долг. Такие взгляды на брак поддерживались церковью. Только женатые люди могли быть правомочными на сельских сходах, имели возможность получить в надел землю, завести самостоятельное хозяйство.