ИСТОРИЯ ОРГАНОВ ЗАГС

БЕЗ ИСТОРИИ НЕТ БУДУЩЕГО
Причудлива и полна загадок история наших древних предков – восточных славян. Но как мало знаем мы об их жизни! Давайте же прислушаемся к голосу истории. Что расскажет он нам от тогдашних семьях? Древние летописи повествуют, что самые образованные племена, заселявшие в седую стари ну российские земли, жили семьями или родами. Мужчины брали себе жён с согласия их родите- лей, платили им вено (плату за невесту), то есть покупали себе жену. Обычай этот, правда шуточный, сохранился до сих пор.
Женщина была относительно свободной, могла выбирать себе мужа, к её советам прислушивались. Память об этом вольном положении женщины сохранили нам сказки в образе пре красной Царь-девицы, той самой, что поднимала паруса на своём корабле – идти в море искать суженого. Не только у жён, но и у мужей было в почёте целомудрие. Требуя от невесты девственной не- порочности, мужчина считал за святую для себя обязанность быть верным супругом. Жены были очень привязаны к своим мужьям. Если муж умирал, верная славянка считала бесчестьем жить после этого и добровольно сжигала себя на костре вместе с телом любимого.
Верили наши предки, что невозможно быть счастливым в браке без покровительства какого-либо божества. Расцвеченная народной фантази ей, в те времена существовала целая поэтическая мифология, которая и сейчас присутствует в нашей жизни. Сами того не осознавая, мы празднуем древние славянские праздники, например Красную Горку, называем детей именами языческих богов, например Лада. Девушкам во все времена хотелось узнать свою судьбу. Выйдет ли она замуж, как сложится жизнь в браке? До сих пор под Рождество наши современницы зажигают свечи перед зеркалом, кладут записочки с мужскими именами под подушку. А как же гадали в далёком прошлом?
С рассветом дня Купалы – бога лета – славяне выбирали самую красивую девушку, окутывали с ног до головы гирляндами из цветов и завязывали глаза. Затем отправлялись на лесную поляну. Здесь ставили Дзевко-Купало (так называли избранницу) в центр движущегося веселого девичьего хоровода. А она раздавала своим подругам заранее приготовленные венки. Достался девушке свежий венок – будет она богата и счастлива замужем, а венок сухой, увядший, сулил бедность и несчастливый брак.
Вам знакомо слово «лелеять», то есть нежить, любить? А ведь оно нам досталось от древних славян и произошло от имени маленького сына богини Лады. Был это Лель, бог любви и страсти, который изображался в виде крылатого младенца: ведь любовь крылата и неуловима. Если древнегреческий Эрос или древнеримский Амур поражали сердца людей стрелами, то славянский Лель метал из рук искры, которые возжигали в сердцах пламя жаркой любви.

.
К.А. КОРОВИН. СЕВЕРНАЯ ИДИЛЛИЯ. 1886 Г.
Чтобы брак был крепким и счастливым, молодожёны шли к статуе богини красоты, любви и бракосочетаний Лады. Обязательно приносили ей в подарок цветы, живых птиц, мёд и ягоды. Но любовь порой бывает несчастливой, Лада олицетворяла и её. Поэтому девушки и юноши всячески старались задобрить богиню, прося у неё счастья и взаимности. О человеке, который женился не по любви, говорили: «Не с Ладою женился!». «Лада мой» – так обращалась к мужу любящая жена. На свадьбах обязательно подавался каравай – обрядовый круглый хлеб с украшениями. Готовился он со множеством торжественных действий, длившихся несколько дней при участии особенных жрецов (в ХVI—ХVII веках были специальные придворные – «каравайчата»). В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал жениха и невесту. Верили славяне, что брачное ложе охраняет Люб большеухий, мохнатый, златовласый кот со стеблем стрелолиста в зубах. Его нужно было всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба – такого же кота, только черного и злобного, с веткой белены во рту. Прочным брачным союзам, неизбывной любви покровительствовал Дид, третий сын бо- гини Лады. Истинная супружеская любовь никогда не стареет, не слабеет, поэтому этот бог изображался всегда молодым с двумя горлинками в руках – символами неразрывной, только смерти подвластной связи. Большие семьи приходили к нему, чтобы поблагодарить за счастливо протекающие годы. Если славянка хотела благополучно родить и воспитать младенца или не могла забеременеть, то шла на поклон к статуе Дидилии – богине женского плодородия. Один кулак у неё был сжат, что означало трудности родов, другой разжат благополучное разрешение. Мир народной фантазии и нравственности, в который мы заглянули, был во многом просто- душен в своих образах, но радостен и красив.
СЕМЬЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
До принятия в Х веке христианства на Руси семейные отношения регулировались «обычным правом». Разными способами добывали тогда себе жену. Можно было похитить невесту или «купить». В ХI веке Великий князь Киевский Ярослав, думая о благоустройстве и укреплении государства, отменил эти обычаи своим Уставом. Брак теперь мог быть заключён по соглашению между родственниками жениха и невесты. В это же время было написано древнейшее собрание гражданских законов – Русская Правда. Она-то и определяла важные права наследственности, неотъемлемость собственности. Вот пример, как будто взятый из нашей жизни: «Завещание умершего исполняется в точности. Буде он не изъявил воли своей, в таком случае отдать всё детям, а часть – в церковь для спасения его души...» . С принятием христианства законы во многом стали основываться на византийском брачно-
семейном законодательстве, которое дополнялось указами русских князей. Отношения между супругами во многом зависели от форм заключения брака, которые уже содержали договорные признаки. Так что можно сказать, что договор является одной из наиболее древних правовых форм общения.
А как же любовь? Неужели только трезвый расчёт приводил девушку и юношу к алтарю? Конечно, нет!
Древнерусская литература сохранила для нас повесть о подлинных чувствах, о вечной супружеской любви. Это жизнеописание Муромских святых Петра и Февронии, весьма известных и почитаемых. Создано оно было во второй половине XV века.

В XVI веке был написан знаменитый «Домострой» – книга о том, «како строити дом», в частности о том, как должны быть построены семейные отношения. Здесь проповедовалась женская покорность, полное подчинение её мужу, разработана целая система телесных наказаний, которым муж обязан (именно обязан!) подвергнуть жену за малейшее самовольство или ослушание. Но настали другие времена, и всё резко изменилось.

А.П. РЯБУШКИН. "СЕМЬЯ КУПЦА XVII СТОЛЕТИЯ" , 1986 Г.
СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Когда Петровские реформы ломали старую Русь, вместе с ней распадался и старый боярский быт. Именно тогда коренным образом изменились семейные отношения. В допетровское время женщины жили в заточении, словно в тюрьме. Даже выйти за ворота им не позволялось. Одна была забава: качели. Жена в то время содержалась очень строго, полностью подчинялась мужу. С воцарением Петра всё изменилось. Женщинам предписывалось посещать ассамблеи, которые устраивал царь, одеваться в европейское платье, вести светский образ жизни. И как бы бояре ни сопротивлялись, пришлось им в конце концов подчиниться. В Российской империи до начала ХVIII века человек, чтобы зарегистрировать рождение, смерть, заключить брак шёл в церковь, в ведении которой находились все акты гражданского состояния. Более того, царскими грамотами Митрополитам и Патриархам всероссийским давалось право собирать в свою пользу «венечные пошлины» со всех вступающих в браки мирян.
В 1721 году по указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов России, всё православное население империи приписывалось к церковным приходам по месту жительства. Делопроизводство возлагалось на священно- и церковнослужителей храмов, канцелярии консисторий и духовных правлений.
Если родился ребёнок, «в приходах священники крестили младенцев в три погружения, а не обливанием, и воду после крещения сливали в чистое место под церковью». Так с дитя смывался первородный грех Адама и Евы. Рождение ребёнка вне брака считалось блудным делом и порицалось, но, несмотря на это, он должен был быть окрещён и записан в церковной книге. В бурную Петровскую эпоху вместе с общей правовой структурой государства развивалось и семейное право, как её составляющая. Один из первых указов Петра I провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно ему, родственники жениха и невесты обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали молодых к вступлению в брак. Не обошлось и без курьёзов. Чтобы приобщить подданных к наукам, царь, известный своими грандиозными реформами, издал довольно забавный указ. В 1714 году он пробует ввести образовательный ценз для дворян. Каждый, желающий вступить в брак, должен был принести справку о знании арифметики и геометрии. Однако россияне воспротивились этому, и указ пришлось отменить. Но в 1722 году эта идея обличается в форму Устава: запрещалось «женить дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся».
Конечно, цари тоже были обыкновенными людьми и некоторые законы писали, исходя из своих собственных желаний и взглядов. При Петре I обещание вступить в брак стало свободным, без всяких последствий для обещавшего. Раньше обручение в обязательном порядке сопровождалось сговорной записью и различными залогами на тот случай, если брак не состоится. Царь росчерком пера это отменил, записав в Своде законов, что брак не может быть предметом гражданско- правовых сделок. И этим освободил себя и своих подданных от обязанности держать слово. Горячее желание Петра I приобщить Россию к европейской культуре, почитание им образованных иностранцев вылилось в другое нововведение. В 1721 году православные христиане впервые в России получили возможность вступать в брак с христианами других конфессий. Связан этот закон был с войной. Царь хотел дать пленным шведам российское гражданство и послать их осваивать Сибирь. А это проще всего было сделать через заключение брака с русской девушкой.
Указ императора Петра I. 1722 г. (п. 29 – о ведении метрических книг)
Вы думаете, что демография волнует только наше Правительство? Нет, в те далёкие времена цари задумывались, кто же будет населять Россию. И поэтому не случайно в середине 40-х годов ХVIII века Указом Синода запрещались браки лиц старше восьмидесяти лет. «Брак от Бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за восемьдесят надеяться весьма отчаян- но». В 1775 году так называемое семейное законодательство пополняется новыми правилами. С этого времени брак мог заключаться только в той приходской церкви, прихожанином которой был один из вступающих в брак. Законодательно устанавливались личные права и обязанности супругов. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. При заключении брака обязательно должны были присутствовать жених и невеста. Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Получить согласие родителей для вступления в брак было просто необходимо. Если же что-то не заладилось в семье, то женщина могла прийти в суд и требовать защитить её от жестокого обращения. Все официальные документы, касающиеся брачно-семейных отношений, входили в Свод гражданских законов.
Вот, например, что говорилось в статьях 106 и 107: «Муж обязан любить жену свою, как собственное тело, жить с ней в согласии, уважать, защищать, извинять её недостать и облегчать её немощи. Жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома».
Жена должна была жить в доме мужа. В про- тивном случае она могла быть водворена туда принудительно.
В дореволюционной России не существовало единого для лиц всех вероисповеданий семейного законодательства. Ведь ведением актов гражданского состояния занималась православная церковь. Поэтому граждане других конфессий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. Чтобы заключить брак, они должны были просить разрешение у верховных лиц государства и той церкви, прихожанами которой значились. В большинстве случаев требовалось, чтобы супруги приняли одну веру.
С петровских времен приданое жены рассматривалось как её раздельное имущество, которым муж не мог пользоваться. Закон охранял интересы собственника. Указ 1715 года давал жене право свободно продавать и закладывать свои вотчины без согласия мужа. Однако по Уставу 1832 года жене запрещалось иметь обязательства по векселю без согласия мужа. В статье 109 Законов гражданских говорилось: браком не создаётся общего владения в имуществе супругов. Значит, каждый из них мог иметь и вновь приобретать собственность. Этот закон рассматривал супругов прежде всего как собственников.
Статья 112 разрешала супругам заключать между собой любые гражданско-правовые сделки. Видимо, такие отношения были нормой, к тому же ставили барьер для брачных аферистов. Начиная с 1722 года все обряды регистрировались метрических книгах приходскими священнослужителями. Дворянам к церковной метрике выдавали Дворянскую грамоту, на основании которой они записывались в родословную книгу.
Метрическая книга состояла из трех частей: записи о рождении, браке и смерти. Например, в записи о рождении можно было узнать следующее: фамилию, имя и отчество отца, имя и отчество матери, их сословие, вероисповедание и место постоянного жительства. В записи о браке указывались дата венчания, год, месяц и день рождения жениха и невесты, их семейное положение до брака, вероисповедание, сословие и место постоянного жительства жениха, его занятие (а также занятие невесты, «если перед браком она самостоятельно приобретала средства пропитания»), наконец, грамотны ли они и могут ли собственноручно расписаться в метрике. Позднее короткие выписки из этих документов направлялись в полицейскую часть по месту жительства жениха.
Вот одна запись начала ХХ века: «У крестьянина Московской губ., Бронницкого уез., Ульянинской вол., дер. Старниковой Николая Степанова Анисина и законной жены его Матрены Гри- горьевой родился 13 февраля 1915 года сын Евгений и крещен 22 февраля 1915 года Московской Троицкой, в Серебряниках церкви», что удостоверили протоиерей Харитонов и диакон Орлов.
Предписание об отметке в метрической книге о расторжении брака. 1905 г.
Дополнительно сведения о браке регистрировались не только в метрических книгах, но и в так называемых «обыскных» книгах. В них записывались данные «обыска», то есть изыскания посредством достоверных свидетелей или поручителей, нет ли законных препятствий к заключению брака. Прошение о снятии ограничений, предусмотрен- ных законодательством: венчание по малолетству, без разрешения родителей, в дни постов и другие, – граждане подавали церковному начальству. Подобные прошения подавались в большом количестве.
Непросто было в то время решиться на раз- вод. Разводные дела были в ведении духовной консистории, но её решение утверждалось только Синодом. Например, не допускалось расторжение брака по взаимному согласию супругов. Иногда, виновному в разводе запрещалось вступать в новый брак. Причиной развода могла быть ссылка одного из супругов. Однако русские крестьянки почти всегда добровольно следовали в Сибирь за сосланными мужьями. До Февральской революции 1917 года брачное законодательство в России не было светским, и никаких реформ в этой области права не предполагалось. Надо сказать, что в Российской империи не признавался любой гражданский брак, даже если он был заключён в другой стране. Россия была единственной страной, которая не подписала Гаагскую конвенцию 1902 года, где предусматривалось взаимное признание браков, заключённых в иностранных государствах по их законам. Что же касается усыновления, то в законодательстве Российской империи оно фактически существовало только для дворянства. Бездетным дворянам с высочайшего разрешения императора дозволялось усыновлять с целью продолжения рода своих ближайших законнорожденных род- ственников. Усыновленным детям передавались фамилия, герб, имущество усыновителя на тех же основаниях, что и законным наследникам. Для крестьян и мещан усыновление заменялось простой припиской детей к другому семейству в исповедных и сословных книгах. Кстати, слово «фамилия» происходит от латинского «семья».
Не допускалась по закону перемена фамилии, имени, отчества. Исключение делалось только для вступающих в брак, людей творческих профессий и некоторых других категорий граждан.
Однако в повседневной общественной и политической жизни России изменение личных имён и фамилий по разным причинам издавна было распространенным явлением: «А стольник князь Юрья Трубецкой послан в Царьгород и в иныя государства, и дана ему проезжая грамота, а писан он именем не своим, а особым иным простым человеком».
Военачальникам к фамилии разрешалось добавлять приставки в честь их побед: князь В.В. Долгорукий-Крымский, князь Г.А. Потемкин- Таврический, граф А.В. Суворов-Рымникский, князь М.И. Голенищев-Кутузов-Смоленский.
Крестьяне только после отмены крепостного права начинали зваться по имени-отчеству. Им часто присваивали фамилию бывшего владельца или образовывали её от названия места их жительства.
Имущим классам предоставлялись определённые привилегии в совершении религиозных обрядов.
Проведение обрядов, связанных с рождением, браком и смертью членов императорской фамилии, совершало духовенство придворных церк- вей и монастырей Москвы, Санкт-Петербурга, Царского Села, Павловска.
Ежемесячно духовные учреждения составляли статистические отчёты. Из них можно было узнать о числе родившихся, мертворождённых, законнорождённых и незаконнорождённых детей, а также подкидышей, о браках, о числе умер- ших, их сословной принадлежности, месте смерти, возрасте (отдельно выделялись долгожители, прожившие более 100 лет), о числе разводов с указанием причины расторжения брака. По метрическим книгам подсчитывалось и количество граждан, принявших православную веру.
Духовные органы руководствовались в своей деятельности Полным собранием законов Российской империи, Указами самодержцев всероссийских и определениями Святого синода. После кодификации права, проведенной в начале ХIХ века, основные юридические материалы по актам гражданского состояния были собраны в десятом томе Свода законов Российской империи.
СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ЗАГС

Церковь ведала обязательной регистрацией актов гражданского состояния вплоть до Октябрьской революции. После 1917 года началось переустройство государства. Коренным образом изменилось и правовое регулирование брачно-семейных отношений. Одним из первых декретов Совет народных комиссаров (правительство республики) при- нял 18 декабря 1917 года Декрет «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» (были приняты также декреты «О расторжении брака», «О рождении»). Этот документ признавал церковный брак «частным делом брачащихся», а юридическую силу имела лишь соответствующая регистрация в государственных органах, то есть гражданский брак.
Сначала регистрацию вели нотариальные отделы Совета рабочих, крестьянских и красно- армейских депутатов. С 1 января 1919 года начали действовать такие отделы (подотделы) при администрациях районных совдепов. В этом же году было установлено официальное название «Мест- ный отдел записей актов гражданского состоя- ния ... района». Так создалась система специальных, абсолютно новых органов – ЗАГС, существующая до сих пор.
Записи здесь велись в нескольких книгах: рождений, смертей, отсутствующих, браков, разводов, о происхождении зачатых детей, лиц, изменивших фамилии и прозвища, а также алфавиты к ним. Работы, зачастую сверхурочной, было много, хватало и трудностей. Из-за острой нехватки бумаги в 1918 году приостановилось составление вторых экземпляров записей и алфавитов к ним. Как и во всем госаппарате, тогда в отделах ЗАГС, развернулась кампания по упрощению делопроизводства, статистической отчётности и экономии бумаги.
В 1920 году изменился штат отделов (подотделов) ЗАГС. Теперь в него входили заведующий, делопроизводители, архивариус, конторщики, курьеры. Налаживалась и система консульских учреждений РСФСР. С 1921 года консульские службы стали регистрировать акты гражданского состояния граждан России, временно проживающих в других странах. На хранение документы передавались в Москву.
Более 100 лет для государственной структуры – срок немалый, даже исторический. За это время родилось и сыграло свадьбу не одно поколение людей: все эти радостные, да и печальные события регистрировали работники ЗАГСа. Документы, хранящиеся здесь, – настоящий клад для историков, краеведов, для тех, кто просто интересуется своей родословной, хочет больше знать о своих предках. Многое могут рассказать нам пожелтевшие страницы с выцветшими чернилами.
По архивным записям можно проследить, как изменялась наша страна. Сейчас и профессий таких нет, о которых говорится, к примеру, в книге регистраций Рогожско-Симоновского Совдепа за 1920 год. В графе «Род занятий жениха» читаем: красноармеец, строгальщик, письмоводитель, ломовой извозчик. У невест были иные профессии: прислуга, рабочая, конторщица. Графа «Семейное положение», как и раньше, делила женщин на три категории: девица, вдова, разведена. Впрочем, подавляющее большинство вступало тогда в брак один раз в жизни, вторичные браки были крайне редки.
А что же Церковь? После отделения её от государства никаких записей о совершении обрядов крещения, венчания и отпевания священники делать не имели права. Однако, несмотря на запреты, до начала 1920-х годов в некоторых районах страны из-за того, что не было чётко разработанных инструкций, ЗАГСы и приходские храмы работали параллельно. Чтобы помочь разобраться в сложившейся непростой ситуации, Народный комиссариат юстиции РСФСР принял 4 января 1918 года важный документ – Инструкцию «Об организации отделов записи браков и рождений». Она очень помогла тем, кто взялся за новое дело, так как определяла сферу их деятельности.
Совсем исключить Церковь было просто невозможно. И первое время между священно-служителями и работниками ЗАГСов шла оживлённая переписка. Ведь нужно было принять огромное количество документов, научиться регистрировать акты гражданского состояния и выдавать повторные свидетельства. Как бы там ни было, но ЗАГСы в определенной части стали преемниками Церкви и постарались сохранить положительный опыт, накопленный веками.
А работы было непочатый край. Многочисленные архивы метрических книг поступили тогда на хранение в отделы ЗАГС. Другие церковные документы – в центральные и местные государственные архивы. Со всем этим надо было разбираться и разбираться.
Первые советские декреты нуждались в разъяснении. Необходимо было также урегулировать и некоторые аспекты семейных отношений. Это сделал первый отдельный кодифицированный семейно-правовой акт – «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, се- мейном и опекунском праве», принятый осенью 1918 года. Он действовал без каких-либо изменений на протяжении нескольких лет, уравнивая женщин в правах с мужчинами и развивая их гражданское самосознание.
Однако правовые новации сопровождались массовой антисемейной пропагандой. Так, вскоре после революции широкое распространение получили теории раскрепощения полов и свободной любви. Власть, всячески стараясь разрушить всё старое, ослабить влияние Церкви, объявила традиционные социальные и нравственные ценности патриархальными пережитками. Брак воспринимался не как важный этап жизни, таинство, а как нечто обыденное.
В те годы мужчина и женщина, чтобы пожениться, должны были уплатить гербовый взнос в размере 20 рублей, устно или письменно заявить о добровольном вступлении в брак и расписаться (если были грамотны) в книге регистраций отдела записи браков и рождений при городской управе. Заявления не принимались только от лиц мужского пола моложе 18 лет, а женского – 16 лет. На этом церемония заканчивалась. Никаких от- меток в паспорте не делалось, так как этот документ ещё не был введён. Без особых формальностей проходил и развод.
Против новых законов резко выступила Русская православная церковь, отстаивавшая семей- ные ценности. Начавшийся в 1917 году в Москве Священный собор, заседавший несколько месяцев, осудил широкую свободу разводов и гражданский брак. Собор призывал граждан не вступать на путь греха и строго следовать церковным правилам. Многие верующие, не обращая внимания на запреты, правда, с оглядкой, всё равно шли в храмы венчаться, крестить детей, отпевать усопших.
Летом 1934 года ЗАГСы, хранящие первостепенную информацию по текущему учёту населения, были включены как одно из подразделений в структуру НКВД. Сотрудники получили соответствующие милицейские чины, а начальники отделов надели лейтенантские погоны.
В помощь ЗАГСам ВЦИК и СНК РСФСР 19 ноября 1926 года утвердил новый Кодекс законов о браке, семье и опеке. Наиболее существенное его отличие от предыдущего состояло в том, что фактическим брачным отношениям придавалось правовое значение.
Так последовательно в жизнь внедрялась светская концепция брака, как договора, в котором не играет никакой роли факт регистрации. Поэтому в дискуссии по Кодексу выдвигались многочисленные предложения вообще упразднить регистрацию брака. Хотя они не прошли, фактические брачные отношения во многом были приравнены к зарегистрированным, а в дальнейшем судебная практика полностью их уравняла.
Авторы этой идеи полагали, что такой порядок оградит личную жизнь от вмешательства государства, расширит свободу человека. Любое сожительство в правовом смысле теперь считалось браком. В спорных случаях мужчина или женщина должны были доказать, что вели общее хозяйство, состояли в супружеских отношениях, совместно воспитывали детей, а также предоставить личную переписку и другие документы.
Согласно Кодексу, к примеру, браки, заключённые по религиозным обрядам до 20 декабря 1917 года, а в местностях, которые были заняты неприятелем, – до образования органов ЗАГС, приравнивались к зарегистрированным. Взаимные права детей и родителей основывались на кровном происхождении. Дети, родители которых не состояли в браке, пользовались одинаковыми правами с детьми, родившимися от лиц, со- стоящих в браке. Усыновление допускалось только в отношении малолетних и несовершеннолетних и исключительно в интересах детей.
Демографическая ситуация в стране была тревожной. И Правительство предприняло шаг, который до сих пор оценивается неоднозначно. Летом 1936 года вышло постановление ЦИК и СН СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яс- лей и детских садов, усилении уголовного наказа- ния за неуплату алиментов и некоторых изменениях законодательства о разводах». Чтобы как-то уменьшить число легкомысленных браков и разводов, процедура развода усложнялась. Требовалась обязательная явка супругов в ЗАГС, в паспорте проставлялась отметка о разводе, увеличивалась пошлина, которая возрастала в зависимости от количества разводов. Неисчислимые потери в Великой Отечественной войне отразились на новых законах,которые укрепляли брачно-семейные отношения и, стало быть, влияли на увеличение населения страны.


А новое дело продолжало налаживаться. Нормативные документы принимались Наркоматами юстиции, внутренних дел, Главным архивом и другими организациями.
Осенью 1943 года в дополнение к Кодексу был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении. По нему можно было записывать усыновленных детей как родных. Обязательная регистрация брака утверждалась
Указом «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать- героиня», учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства», принятом в следующем году. Другой Указ разрешал родите- лям, вступившим в брак после рождения ребёнка, признать его законным.
Следующие значительные коррективы в Кодекс законов 1926 года, который просуществовал до 1968 года, были внесены во время Великой Отечественной войны. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года фактические брачные отношения теряли юридическую силу. В стране появился новый правовой институт, так называемых «одиноких матерей», то есть женщин, родивших вне брака. Супругам, живущим «без росписи», предоставлялась возможность оформить свои отношения. Их брак сохранял правовую силу только до даты принятия Указа. Изменилось и законодательство о разводе. Теперь, чтобы разойтись, муж и жена должны были написать заявление, изложив в нём мотивы развода, а затем явиться в народный суд, где гласно, при свидетелях их всячески старались примирить. Расторгать же брак имел право только суд вышестоящего звена, то есть вводилась двухступенчатая бракоразводная процедура. Причём суд имел право отказать в иске, даже если оба супруга настаивали на разводе, если мотивы ему казались неубедительными. Увеличивался также размер пошлины. Но и это ещё не всё. Если развод состоялся, то об этом должен был узнать весь город из обязательной публикации в газете.
Печально известным Указом от 15 февраля 1947 года запрещались браки с иностранцами. Просуществовало это положение почти шесть лет, до 1954 года. Но, несмотря на репрессивные меры и правовые ограничения, число разводов неуклонно росло и за пятнадцать лет, с 1950 по 1965 год, увеличилось в 6 раз. После войны работы отделам ЗАГС прибавилось. Это было связано и с реорганизацией НКВД в МВД, и с обменом паспортов в 1945—1950
годах. Резко увеличилось количество дел. Сотрудники работали на износ, восстанавливали актовые записи и справились с поставленной задачей. В 1956 году органы ЗАГС из подчинения МВД перешли в ведение местных Советов депутатов. Рождение, смерть, брак, развод, усыновление регистрировались городскими и районными отделами ЗАГС, а в сельской местности и рабочих посёлках – сельскими и поселковыми Советами. Тогда многие ЗАГСы и архивы переехали в более подходящие просторные помещения, на которых появились вывески. Старались укомплектовать отделы грамотными сотрудниками, а при низкой зарплате это сделать было очень трудно. Организовывали прием населения так, чтобы поменьше было очередей. Для удобства посетителей ввели определённое время регистрации различных актов. Стали практиковаться выездные регистрации браков. Чтобы повысить квалификацию сотрудников, организовывалась специальная учёба. Общее руководство тогда, с 1956 по 1971 год, осуществляла Юридическая комиссия РСФСР. Серьёзные меры, улучшающие работу органов ЗАГС, были намечены в феврале 1964 года, после утверждения постановления Совета Министров РСФСР «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». Стали открываться первые салоны для новобрачных, торжественно проводиться регистрации рождений, вручения паспортов, проводы в ряды Советской Армии. На заводах и фабриках, во дворцах и до- мах культуры проходили вечера семейного счастья, молодых пар, комсомольские свадьбы, чествования «серебряных» и «золотых» юбиляров супружеской жизни, открывались клубы «Молодая семья».
В 1970-х годах при многих отделах ЗАГС открылись консультативно-практические службы, которые помогли уменьшить количество разводов. Крупным этапом в развитии советского права с тали принятые 27 июня 1968 года Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье – первый общесоюзный семейно- правовой акт. Они легли в основу Кодекса о браке и семье, введённого 30 июля 1969 года, который признавал только зарегистрированный брак, а основанием для развода считал непоправимый распад семьи.
С начала 1990-х годов кардинально изменилась экономическая и социальная жизнь нашей страны. Возникла насущная потребность срочно изменить ряд институтов семейного законодательства. Новый Семейный кодекс был введён в действие 29 декабря 1995 года. Как и предыдущий, он признавал только зарегистрированный брак, фактический же брак по-прежнему не порождал правовых последствий. Позже, 15 ноября 1997 года, вступил в силу Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Этими двумя основополагающими документами органы ЗАГС руководствуются и по сегодняшний день.

ОРГАНЫ ЗАГС
В МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ И ОБЛАСТИ

К началу 1918 года Московская губерния разделилась на 13 уездов: Богородский, Бронниц- кий, Верейский, Волоколамский, Дмитровский, Звенигородский, Клинский, Коломенский, Можайский, Московский, Подольский, Рузский, Серпуховской, а летом был образован Наро- Фоминский уезд.
Здесь в середине этого же года начали создаваться органы регистрации гражданского состояния Московской губернии. Сначала, естественно, организовывались уездные отделы, а затем и волостные. Одним из первых – Коломенский отдел записи рождений и смерти. Примерно в это же время отделы с таким же названием были созданы в Подольске, а позднее – в Богородске, Бронницах, Волоколамске, Дмитрове, Рузе.
Во второй половине 1918 года организуются волостные отделы записи рождений и смерти. А к концу года они уже практически полностью сформировались в Клинском, Рузском, Подольском и Бронницком уездах.
К этому времени, однако, не были чётко определены ни название новой организации, ни направление её работы. Ответы на эти вопросы дала Инструкция НКВД, опубликованная в декабре того же года. С тех пор все отделы записи рождений и смерти стали называться отделами записи актов гражданского состояния – ЗАГС. Организовывал работу всех ЗАГСов России Центральный отдел ЗАГС при НКВД.
Губернские ЗАГСы создавались при отделах управлений исполнительных органов губернских Советов. Они должны были заниматься в основном организацией работы на своей территории.
Уездные отделы ЗАГС подчинялись исполнительным комитетам уездных Советов и непосредственно находились в ведении уездных отделов милиции. Волостные отделы создавались при комитетах местных Советов. В них и регистрировались акты гражданского состояния.
Как же все выглядело на практике? Да не слишком хорошо. Дело новое, специалистов толковых не хватало, помещений пригодных тоже. В Инструкции НКВД всё гладко, а как её выполнять? Вопрос!

Думается, не только в Московской губернии, но и в других местах создание ЗАГСов несколько затянулось. Однако к середине 1919 года эта работа в основном завершилась. Позже всех, в конце года, рапортовал Наро-Фоминский уезд. Но губернский отдел ЗАГС всё еще не был образован. Это привело к некой неразберихе. Одни ЗАГСы подчинялись нотариальным отделам, как в Дмитровском уезде, другие – Советам народных судей, как в Рузском. Где-то книги регистрации актов гражданского состояния велись только в одном экземпляре, где-то – вообще не велись. Так обстояли дела в Волоколамском, Можайском и Наро-Фоминском уездах. Вот поэтому практически регистрировала акты гражданского состояния зачастую Церковь. Только, когда 15 ноября 1919 года в Москве был образован Московский губернский отдел ЗАГС, который просуществовал до 1928 года, ра- бота стала налаживаться. Сотрудники руководящего органа взяли бразды правления в свои руки. Почти одновременно был организован губернский архив ЗАГС, который первоначально предназначался только для хранения метрических церковных книг. Да и записи в ЗАГСах составлялись вначале по образцу этих книг. Предписание заполнять их в двух экземплярах часто нарушалось. Если книга заполнялась до конца, то заводилась новая. Так продолжалось до середины 1920 года.

Примерно в это время взамен книг ЗАГСы получили бланки актов, отпечатанные типографским способом, что, конечно, облегчило работу. Они представляли собой анкеты, которые заполнялась от руки, а затем должным образом оформлялись подписями и печатью. Акт составлялся в двух экземплярах на любой факт изменения гражданского состояния, причём каждый экземпляр имел одинаковую юридическую силу. Первый – оставался в отделе, где он непосредственно был составлен, второй – направлялся в уездный ЗАГС.
К середине 1924 года стало ясно, что существующие ЗАГСы должным образом не справляются с увеличивающимся объёмом работы. Трудностей было предостаточно. К примеру, расстояния. Как быстро оформить тот или иной факт изменения гражданского состояния, если до населённого пункта трудно добраться? А Московская губерния – целая страна, если судить по меркам Западной Европы. Со всем этим нужно было как-то справляться.
Наверно, поэтому в 1924 году права сельских Советов значительно расширились. Вместе с другими изменениями предусматривалось создание при них сельских отделов ЗАГС. В виде эксперимента они были образованы в Богородском, Егорьевском и Звенигородском уездах. Опыт работы в конце года был обобщён, признан положительным и распространён на всей территории Московской губернии.
Сельские отделы ЗАГС стали ведать записями актов гражданского состояния по фактам рождения и смерти. Но если вы хотели зарегистрировать брак, то надо было обращаться в уездный или волостной ЗАГС, если задумали разводиться – преимущественно в уездный.
Уже с середины 1926 года отделы ЗАГС дей- ствовали практически при всех поселковых и сельских Советах.
Со временем накапливался опыт, совершенствовалась работа. Что-то принималось, что-то нет. К примеру, весной 1926 года было решено вывести ЗАГСы из отделов милиции, к которым они не имели никакого отношения, и предоставить им отдельные помещения.
Таким образом, к 1928 году в губернии постепенно сложилась достаточно чётко организованная система органов записи гражданско- го состояния, которая тесно была связана с административно-территориальным делением.
В 1929 году постановлением ВЦИК Московская губерния, как административно- территориальная единица, была ликвидирована.
Её территория, как и территории Тверской, Тульской, Рязанской и часть Калужской губерний, вошла в состав вновь образованной Центрально- Промышленной области, центром которой была Москва. Однако практически эта идея провалилась, и Центрально- Промышленная область уже через несколько месяцев была переименована в Московскую. Уезды и волости стали районами. Впрочем, границы остались прежними.
Весной этого же года состоялось совещание, где было решено обеспечить обязательную сохранность метрических и актовых книг отделов ЗАГС и их последующую передачу в тот районный отдел, на территории которого они будут находиться. Это самым непосредственным образом сказалось на последующем формировании архивных фондов.
Сельские отделы ЗАГС стали ведать записями актов гражданского состояния по фактам рождения и смерти. Но если вы хотели зарегистрировать брак, то надо было обращаться в уездный или волостной ЗАГС, если задумали разводиться – преимущественно в уездный.
Уже с середины 1926 года отделы ЗАГС дей- ствовали практически при всех поселковых и сельских Советах.
Со временем накапливался опыт, совершен- ствовалась работа. Что-то принималось, что-то нет. К примеру, весной 1926 года было решено вы- вести ЗАГСы из отделов милиции, к которым они не имели никакого отношения, и предоставить им отдельные помещения.
Таким образом, к 1928 году в губернии постепенно сложилась достаточно чётко организованная система органов записи гражданского состояния, которая тесно была связана с административно-территориальным делением.
В 1929 году постановлением ВЦИК Московская губерния, как административно- территориальная единица, была ликвидирована.

Фото материал использован с
https://novopetrov-dk.pavkult.ru/item/746918
В сентябре 1929 года на I съезде Советов Московской области было принято решение о преобразовании губернских органов власти и органов управления в областные. И с 1 октября этого же года Московский губернский отдел ЗАГС стал называться Московским областным.
При нём по-прежнему действовал специализированный архив для хранения метрических книг Москвы и Московской губернии, теперь уже области. Осенью того же года сюда стали поступать на хранение вторые экземпляры записей актов гражданского состояния. В 1931 году при разделении управления Московской области и Москвы был разделён и областной архив ЗАГС.
Время шло, и Конституция Российской Федерации 1993 года вывела исполкомы сельских и поселковых Советов, которые регистрировали акты гражданского состояния, из системы органов государственной власти.
В России всегда живы и будут жить христианские традиции праздничного обряда вступления в брак. И вскоре ЗАГСы начинают усовершенствовать процедуру заключения брака. Вводятся вступительное слово ведущего свадебной церемонии, обмен кольцами, музыкальное сопровождение – всё то, что шло из глубины веков и имело глубокие корни. В 1960-х годах были созданы Дворцы бракосочетания, где особо торжественно проходили церемонии регистрации браков.
В декабре 1995 года был введён в действие новый Семейный кодекс Российской Федерации, в ноябре 1997 года был опубликован Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», который учёл сложившуюся практику
и расширил права граждан, касающиеся регистрации актов гражданского состояния. В частности, теперь вы могли зарегистрировать брак в любом, по своему выбору, органе ЗАГС, расположенном на территории России. Расширились права родителей при изменении фамилии и имени детей, упростился порядок перемены фамилии, имени, отчества и другие. Закон закреплял государственную регистрацию актов гражданского состояния исключительно за органами ЗАГС. Однако прогресс не стоит на месте. О жизнедеятельности органов ЗАГС в настоящее время можно узнать в разделе "Технологический прогресс"
ИСТОРИЯ
Made on
Tilda