К началу 1918 года Московская губерния разделилась на 13 уездов: Богородский, Бронниц- кий, Верейский, Волоколамский, Дмитровский, Звенигородский, Клинский, Коломенский, Можайский, Московский, Подольский, Рузский, Серпуховской, а летом был образован Наро- Фоминский уезд.
Здесь в середине этого же года начали создаваться органы регистрации гражданского состояния Московской губернии. Сначала, естественно, организовывались уездные отделы, а затем и волостные. Одним из первых – Коломенский отдел записи рождений и смерти. Примерно в это же время отделы с таким же названием были созданы в Подольске, а позднее – в Богородске, Бронницах, Волоколамске, Дмитрове, Рузе.
Во второй половине 1918 года организуются волостные отделы записи рождений и смерти. А к концу года они уже практически полностью сформировались в Клинском, Рузском, Подольском и Бронницком уездах.
К этому времени, однако, не были чётко определены ни название новой организации, ни направление её работы. Ответы на эти вопросы дала Инструкция НКВД, опубликованная в декабре того же года. С тех пор все отделы записи рождений и смерти стали называться отделами записи актов гражданского состояния – ЗАГС. Организовывал работу всех ЗАГСов России Центральный отдел ЗАГС при НКВД.
Губернские ЗАГСы создавались при отделах управлений исполнительных органов губернских Советов. Они должны были заниматься в основном организацией работы на своей территории.
Уездные отделы ЗАГС подчинялись исполнительным комитетам уездных Советов и непосредственно находились в ведении уездных отделов милиции. Волостные отделы создавались при комитетах местных Советов. В них и регистрировались акты гражданского состояния.
Как же все выглядело на практике? Да не слишком хорошо. Дело новое, специалистов толковых не хватало, помещений пригодных тоже. В Инструкции НКВД всё гладко, а как её выполнять? Вопрос!
Думается, не только в Московской губернии, но и в других местах создание ЗАГСов несколько затянулось. Однако к середине 1919 года эта работа в основном завершилась. Позже всех, в конце года, рапортовал Наро-Фоминский уезд. Но губернский отдел ЗАГС всё еще не был образован. Это привело к некой неразберихе. Одни ЗАГСы подчинялись нотариальным отделам, как в Дмитровском уезде, другие – Советам народных судей, как в Рузском. Где-то книги регистрации актов гражданского состояния велись только в одном экземпляре, где-то – вообще не велись. Так обстояли дела в Волоколамском, Можайском и Наро-Фоминском уездах. Вот поэтому практически регистрировала акты гражданского состояния зачастую Церковь. Только, когда 15 ноября 1919 года в Москве был образован Московский губернский отдел ЗАГС, который просуществовал до 1928 года, ра- бота стала налаживаться. Сотрудники руководящего органа взяли бразды правления в свои руки. Почти одновременно был организован губернский архив ЗАГС, который первоначально предназначался только для хранения метрических церковных книг. Да и записи в ЗАГСах составлялись вначале по образцу этих книг. Предписание заполнять их в двух экземплярах часто нарушалось. Если книга заполнялась до конца, то заводилась новая. Так продолжалось до середины 1920 года.
Примерно в это время взамен книг ЗАГСы получили бланки актов, отпечатанные типографским способом, что, конечно, облегчило работу. Они представляли собой анкеты, которые заполнялась от руки, а затем должным образом оформлялись подписями и печатью. Акт составлялся в двух экземплярах на любой факт изменения гражданского состояния, причём каждый экземпляр имел одинаковую юридическую силу. Первый – оставался в отделе, где он непосредственно был составлен, второй – направлялся в уездный ЗАГС.
К середине 1924 года стало ясно, что существующие ЗАГСы должным образом не справляются с увеличивающимся объёмом работы. Трудностей было предостаточно. К примеру, расстояния. Как быстро оформить тот или иной факт изменения гражданского состояния, если до населённого пункта трудно добраться? А Московская губерния – целая страна, если судить по меркам Западной Европы. Со всем этим нужно было как-то справляться.
Наверно, поэтому в 1924 году права сельских Советов значительно расширились. Вместе с другими изменениями предусматривалось создание при них сельских отделов ЗАГС. В виде эксперимента они были образованы в Богородском, Егорьевском и Звенигородском уездах. Опыт работы в конце года был обобщён, признан положительным и распространён на всей территории Московской губернии.
Сельские отделы ЗАГС стали ведать записями актов гражданского состояния по фактам рождения и смерти. Но если вы хотели зарегистрировать брак, то надо было обращаться в уездный или волостной ЗАГС, если задумали разводиться – преимущественно в уездный.
Уже с середины 1926 года отделы ЗАГС дей- ствовали практически при всех поселковых и сельских Советах.
Со временем накапливался опыт, совершенствовалась работа. Что-то принималось, что-то нет. К примеру, весной 1926 года было решено вывести ЗАГСы из отделов милиции, к которым они не имели никакого отношения, и предоставить им отдельные помещения.
Таким образом, к 1928 году в губернии постепенно сложилась достаточно чётко организованная система органов записи гражданско- го состояния, которая тесно была связана с административно-территориальным делением.
В 1929 году постановлением ВЦИК Московская губерния, как административно- территориальная единица, была ликвидирована.
Её территория, как и территории Тверской, Тульской, Рязанской и часть Калужской губерний, вошла в состав вновь образованной Центрально- Промышленной области, центром которой была Москва. Однако практически эта идея провалилась, и Центрально- Промышленная область уже через несколько месяцев была переименована в Московскую. Уезды и волости стали районами. Впрочем, границы остались прежними.
Весной этого же года состоялось совещание, где было решено обеспечить обязательную сохранность метрических и актовых книг отделов ЗАГС и их последующую передачу в тот районный отдел, на территории которого они будут находиться. Это самым непосредственным образом сказалось на последующем формировании архивных фондов.
Сельские отделы ЗАГС стали ведать записями актов гражданского состояния по фактам рождения и смерти. Но если вы хотели зарегистрировать брак, то надо было обращаться в уездный или волостной ЗАГС, если задумали разводиться – преимущественно в уездный.
Уже с середины 1926 года отделы ЗАГС дей- ствовали практически при всех поселковых и сельских Советах.
Со временем накапливался опыт, совершен- ствовалась работа. Что-то принималось, что-то нет. К примеру, весной 1926 года было решено вы- вести ЗАГСы из отделов милиции, к которым они не имели никакого отношения, и предоставить им отдельные помещения.
Таким образом, к 1928 году в губернии постепенно сложилась достаточно чётко организованная система органов записи гражданского состояния, которая тесно была связана с административно-территориальным делением.
В 1929 году постановлением ВЦИК Московская губерния, как административно- территориальная единица, была ликвидирована.